Аннотации к программам учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» Срок обучения – 8 и 5 лет

Программа учебного предмета «Специальность (Аккордеон, Баян)»
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента
«Аккордеон, баян», далее – «Специальность (аккордеон, баян)» (разработчик – Петрушевский Г.С. – преподаватель по классу баян, аккордеон, заведующий отделением народных и инструментов) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Специальность (аккордеон, баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне или баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность. Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков. Срок реализации учебного предмета «Специальность (аккордеон, баян)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
 с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;
 с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Цели:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на инструменте произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
 определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
 выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на аккордеоне или баяне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
 овладение знаниями, умениями и навыками игры на инструменте, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
 достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
 формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (аккордеон, баян)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры: пояснительную записку;
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел ‘ программы
«Содержание учебного предмета». Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
 метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
 объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
 репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
 частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (аккордеон, баян)» имеют площадь не менее 9 кв.м, инструмент фортепиано, пюпитры. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение обеспечивает наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов (аккордеон, баян), необходимых для самых маленьких учеников.

Программа учебного предмета «Специальность (гитара)» 8 и 5 лет
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «гитара», далее – «Специальность (гитара)» (разработчик Семенчуков К.П. – преподаватель по классу гитары) разработана на основе и с учетом ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (гитара)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на инструменте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональное ориентирование. Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (гитара)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков. Срок реализации учебного предмета «Специальность (гитара)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
 с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;
 с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год (9 лет). Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Цели учебного предмета «Специальность (гитара)»:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
 определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи учебного предмета «Специальность (гитара):
 выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на гитаре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
 достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
 формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Программа содержит следующую структуру:
 пояснительную записку;
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса;
 список рекомендуемой нотной и учебной литературы.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
 метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
 объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
 репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
 частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (гитара)» имеют площадь не менее 9 кв.м, инструмент фортепиано, пюпитры, подставки для ног. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Программа учебного предмета «Ансамбль» 8 и 5 лет
Программа учебного предмета «Ансамбль» (разработчики: Петрушевский Г.С. – преподаватель по классу баян, аккордеон, заведующий отделением народных и инструментов, Демидова Т.В. – преподаватель по классу баян, аккордеон) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» Реализации данной программы осуществляется со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет), с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет). Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока –40 минут.
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Задачи:
 стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
 формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
 расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
 решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
 развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
 обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
 формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства “Народные инструменты”. Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей. Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре. Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
 возраста учащихся;
 их индивидуальных способностей;
 от состава ансамбля;
 от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, объяснение);
 метод показа;
 частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах. Материально – техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам имеется достаточное количество оркестровых русских народных инструментов, а также созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

Программа учебного предмета «Фортепиано»
Программа учебного предмета «Фортепиано» (разработчик: Дегтярёва О.А.– преподаватели по классу фортепиано) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет “Фортепиано” направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игр ы на фортепиано, по лучение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на отделении народных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом. Срок реализации учебного предмета:
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения по предпрофессиональной программе «Народные инструменты» – 5 лет (с 4 по 8 класс), для 5-летнего обучения – 4 года (со 2 по 5 класс).
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи:
 развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
 владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
 формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов – non legato, legato, staccato;
 овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
 владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
 приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
Обоснованием структуры программыявляются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 пояснительную записку;
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса;
 список нотной и учебной литературы
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”. При работе с учащимся педагог использует следующие методы обучения:
 словесные (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
 практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано». Для реализации данной программы используется класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», нотный и методический материал школьной библиотеки, информационное обеспечение сети Интернет. Помещение для занятий имеет звукоизоляцию, соответствует противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты настроены.

Программа учебного предмета «Хоровой класс»
Программа учебного предмета «Хоровой класс» (разработана Паршутиной С.Б. – преподавателем хоровых дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ. Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста. В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). Учебный предмет «Хоровой класс» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» обучения проходится с 1 по 3 классы по 1 часу в обязательной части и с 4 по 8 классы в вариативной части по 1,5 часа. При сроке обучения 5 лет: 1 год обучения – 1 час в обязательной части, с 2 по 5 классы по 1.5 часа в вариативной части. Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 11 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами: младший хор: 1-4 классы; старший хор: 5-8 классы. На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
 развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
 формирование умений и навыков хорового исполнительства;
 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
 приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися. Программа содержит следующие разделы:
 Пояснительная записка
 Содержание учебного предмета
 Требования к уровню подготовки учащегося
 Формы и методы контроля, система оценок
 Методическое обеспечение учебного предмета
 Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
 наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
 прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
 индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства. Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
 концертный зал с концертным роялем, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
 учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино). Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

Программа учебного предмета «Сольфеджио»
Программа учебного предмета «Сольфеджио» (разработчики Луцик М.Я.– преподаватель теоретического отдела, Мельник Т.Н. – преподаватель фортепианного отделения) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Предмет Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Срок реализации программы по «Сольфеджио» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для учащихся, желающих продолжить обучение в музыкальном колледже, предусмотрен дополнительный девятый год обучения, что и отражено в данной программе. Форма проведения занятий по предмету Сольфеджио – мелкогрупповая (4 -10 человек). Цели предмета «Сольфеджио»:
 всестороннее развитие музыкального слуха, необходимого для успешной деятельности музыканта – исполнителя;
 развитие музыкально-творческих способностей учащихся, на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки.
Задачи предмета «Сольфеджио»:
 формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей;
 развитие навыков сольфеджирования по нотам одноголосных и двухголосных музыкальных примеров; отработка навыка записи музыкальных построений средней трудности с использованием навыков слухового анализа (диктант), навыков слышания и анализирования аккордовых и интервальных цепочек;
 прочное усвоение профессиональной музыкальной терминологии;
 выработка умения импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
 формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
 формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки учащегося
4. Формы и методы контроля, система оценок
5. Методическое обеспечение учебного предмета
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами хоровых и оркестровых произведений, электронными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся. В учебном процессе активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Программа учебного предмета «Слушание музыки»
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана (разработчики Сутыркина О.А. – преподаватель теоретических дисциплин, Емельянова И.Г. – преподаватель по классу баян, аккордеон) на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты». Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:
 развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
 формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Предмет «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года. Форма проведения учебных аудиторных занятий. Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю. Продолжительность урока 40 минут. Цель:
 воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачи:
 развитие интереса к классической музыке знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;
 воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;
 приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
 осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;
 накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления;
 развитие ассоциативно-образного мышления.
С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые
методы слуховой работы – игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности. Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки учащегося
4. Формы и методы контроля, система оценок
5. Методическое обеспечение учебного предмета
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”. Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод). Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии. Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения. На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого. Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму – как результат развития
интонаций. Это помогает восприятию художественного целого. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
 поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
 игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория оснащена современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» (разработчики Луцик М.Я. – преподаватель теоретического отдела, Мельник Т.Н. – преподаватель фортепианного отделения) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты». Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации. На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности. Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек. Программа учебного предмета «Музыкальная литература направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося. Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
 формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
 воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
 овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
 знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
 знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
 умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
 умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
 формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки учащегося
4. Формы и методы контроля, система оценок
5. Методическое обеспечение учебного предмета
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, рассказ, беседа);
 наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
 практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:
 обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана;
 во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
 укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
 наличие фонотеки, укомплектованной аудио – и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
 обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащены пианино, звукотехнически оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки»
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» (разработчики Мельник Т.Н., Луцик М. Я. – преподаватели по классу фортепиано) разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. При увеличении срока обучения на 1 год для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. Учебный предмет «Элементарная теория музыки» реализуется 1 год при сроке обучения 8 лет в вариативной части, при обучении с дополнительным годом (9 год) срок реализации учебного предмета – 1 год в обязательной части. Цель:
изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения. Задачи:
 обобщение знаний по музыкальной грамоте;
 понимание значения основных элементов музыкального языка;
 умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета;
 систематизация полученных сведений для элементарного анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств;
 формирование и развитие музыкального мышления.
Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на: выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретение навыков творческой деятельности, умение планировать свою домашнюю работу, осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядный (наблюдение, демонстрация);
 практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Средства обучения: фортепиано, интерактивная доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер. Наглядные пособия: таблицы, схемы, иллюстрации, клавиатуры.