Аннотации к программам учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Срок обучения – 8 лет

Программа учебного предмета « Танец»
Программа учебного предмета «Танец» (разработчик Мушкетова О.В. – преподаватель отделения хореографии) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа «Танец», основанная на движениях под музыку, развивает и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе. Танец способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоционально – осознанному восприятию музыки, большей тонкости слышания и различения отдельных музыкально-выразительных средств, пониманию музыкальных стилей и жанров. Танец исполняется чаще всего всем коллективом и требует четкого взаимодействия всех участников, повышает дисциплину, чувства ответственности и товарищества. Изучение предмета «Танец» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Ритмика », «Народно- сценический танец ». Срок реализации данной программы составляет 2 года (1,2 класс восьмилетнего обучения). Возраст обучающихся – 6,6 – 9 лет. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урок – 40 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоциональность, психологические особенности.

Целью учебного предмета «Танец» является: формирование у обучающихся основных двигательных умений и навыков, необходимых для занятий классическим, народно-сценическим и историко-бытовым танцем, а также развитие творческих способностей детей.

Задачи учебного предмета «Танец»:
 развитие мышечной выразительности тела, формирование фигуры и осанки, укрепление здоровья;
 формирование выразительных движенческих навыков, умения легко и координировано танцевать, ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;
 развитие общей музыкальности;
 коррекция эмоционально-психического состояния;
 формирование конструктивного межличностного общения; коммуникативной культуры;
 формирование личностных качеств: силы, выносливости, смелости, воли, ловкости, трудолюбия, упорства и целеустремленности;
 развитие творческих способностей детей;
 формирование активного познания окружающего мира – развитие познавательных процессов;
 воспитание интереса к национальной танцевальной культуре, а так же толерантного отношения к танцевальной культуре других народов.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечен и е учебного процесса;
 список рекомендуемой методической литературы.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 наглядный – показ движений преподавателем;
 словесный – беседа о танце, объяснения техники исполнения хореографических движений, рассказ о средствах выразительности музыкального сопровождения, аналитическая оценка результатов учебного процесса;
 эмоциональный – подбор ассоциаций, образов;
 практический – исполнение движений и танцевальных этюдов обучающимися;
 репродуктивный – неоднократное воспроизведение полученных знаний.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для проведения занятий имеются зал, площадью не менее 40 кв.м., который имеет пригодное для танца напольное (линолеумное) покрытие, балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль двух стен, зеркала размером 7м х 2м на двух стенах. Для изучения предмета «Танец » классы оснащены пианино, звукотехническим оборудованием. Так же имеется раздевалки для переодевания и душевые для обучающихся и преподавателя.

Программа учебного предмета «Ритмика»
Программа учебного предмета «Ритмика» (разработчик Мушкетова О.В. – преподаватель отделения хореографии) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития. Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Дети получают возможность самовыражения через музыкально- игровую деятельность. Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамот а », «Танец », «Народно- сценический танец».
Срок освоения программы учебного предмета «Ритмика» составляет 2 года по 8-летней дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Цель:
 развитие музыкально-ритмических и двигательных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи:
 применение знаний основ музыкальной грамоты, необходимых для успешного обучения на уроках ритмики;
 умение передавать характер и образное содержание музыки в ритмически организованных движениях;
 освоение двигательных навыков, способствующих развитию координации движения;
 воспитание внимания, выносливости и стремления выполнить задачу, поставленную преподавателем;
 приобщение к здоровому образу жизни; формирование правильной осанки;
 развитие образного восприятия музыки и способности к двигательной импровизации; воспитание творческой индивидуальности ребёнка;
 развитие музыкальных способностей: музыкальной памяти и метроритмического чувства.
Обоснованием структуры программы являются требования ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения.
 Наглядно-слуховой – прослушивание музыкального примера с последующим показом движений преподавателем.
 Словесный – беседа о характере музыки, её художественных образах; объяснение средств музыкальной выразительности; эмоциональный рассказ преподавателя о прозвучавшем произведении, необходимый для формирования у обучающихся ассоциативного восприятия музыки; аналитический: оценка результатов учебного процесса и разбор индивидуальных возможностей обучающихся.
 Практический – предварительное изучение подготовительных танцевальных движений, упражнений с предметами, с последующим включением их в музыкально-ритмические этюды; простейшие танцевальные композиции с элементами русского (национального) танца и сюжетные игры.
Данные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Они основаны на изучении опыта и лучших традиций мировой и отечественной школ преподавания ритмики. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного предмета «Ритмика» оснащаются пианино/роялями. Площадь балетных залов должна быть не менее 40 кв.м., иметь пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером 7м х 2м на одной стене. Школа должна иметь театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий.
Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и душевых для обучающихся и преподавателей.

Программа учебного предмета «Гимнастика»
Программа учебного предмета «Гимнастика» (разработчик Мушкетова О.В. – преподаватель отделения хореографии) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Полноценная подготовка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями. Для развития данных качеств в программу обучения вводится учебный предмет «Гимнастика», задача которого состоит в том, чтобы с помощью специальных упражнений подготовить учеников к успешному освоению движений классического танца. Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки. Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костно-мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии. За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность движений тела. Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение уводит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года (1 – 2 классы). Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

Цель: обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, и способствующими успешному освоению технически сложных движений.

Задачи:
 овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела;
 обучение приемам правильного дыхания;
 обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;
 обогащение словарного запаса учащихся в области специальных знаний;
 формирование у детей привычки к сознательному изучению движений и освоению знаний, необходимых для дальнейшей работы;
 развитие способности к анализу двигательной активности и координации своего организма;
 развитие темпово-ритмической памяти учащихся;
 воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности;
 воспитание важнейших психофизических качеств двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации.
Учебный предмет “Гимнастика” неразрывно связан с учебным предметом “Классический танец”, а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства “Хореографическое творчество”. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
 метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
 метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);
 репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний, умений, навыков);
 эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения).
Предложенные методы работы по гимнастике в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при решении дидактических задач и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для мелкогрупповых занятий по учебному предмету “Гимнастика” оборудованы балетными станками, шведскими стенками, зеркалами размером 7м х 2м, для проведения занятий необходим музыкальный инструмент.

Программа учебного предмета «Классический танец»
Программа учебного предмета «Классический танец» (разработчик Мушкетова О.В. – преподаватель отделения хореографии) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца. Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения. Ее освоение способствует формирова¬нию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллектив¬ного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фанта¬зии, раскрытию индивидуальности. Срок реализации данной программы составляет 6 лет (при 8-летней образовательной программе «Хореографическое творчество). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (6 класс, 9 класс). Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический танец» – от 3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
 знание балетной терминологии;
 знание элементов и основных комбинаций классического танца;
 знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со¬хранять рисунок танца;
 развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке, желания слушать и исполнять ее;
 укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося;
 воспитание чувства позы и музыкальности как первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно самоопределение в выбранном виде искусства;
 приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов хореографической деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с хореографией, самообразования и самовоспитания;
 развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти;
 развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка;
 развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать высокую степень физического и нервного напряжения;
 умение планировать свою домашнюю работу;
 умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
 умение давать объективную оценку своему труду;
 формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и участниками образовательного процесса;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, разбор, анализ);
 наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
 индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
 балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
 наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
 помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
 костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
 раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

Программа учебного предмета «Народно – сценический танец»
Программа учебного предмета «Народно – сценический танец» (разработчик Мушкетова О.В. – преподаватель отделения хореографии) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира. Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» предмет «Народно-сценический танец» изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения). Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров», «Классический танец». Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки. Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» при 8-летней образовательной программе составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.

Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
 обучение основам народного танца,
 развитие танцевальной координации;
 обучение виртуозности исполнения;
 обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
 развитие физической выносливости;
 развитие умения танцевать в группе;
 развитие сценического артистизма;
 воспитание дисциплинированности;
 формирование волевых качеств.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, разбор, анализ);
 наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
 индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках. Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
 балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
 наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;
 учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
 помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
 костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
 раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

Программа учебного предмета «Постановка концертных номеров»
Программа учебного предмета «Народно – сценический танец» (разработчик Мушкетова О.В. – преподаватель отделения хореографии) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом из них творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения. Учебный предмет «Подготовка концертных номеров» неразрывно связан со всеми предметами предметной области «Хореографическое исполнительство» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства «Хореографическое творчество». На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках классического, народно-сценического, историко – бытового и современного танцев, а также на уроках по предметам «Танец», «Ритмика» и «Гимнастика» по 8-летнему учебному плану. При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические средства для прослушивания музыки, просмотра видеоматериала. Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров хореографического искусства, знакомить обучающихся с лучшими балетными спектаклями, концертными программами и отдельными хореографическими номерами танцевальных коллективов. Для более качественного изучения предмета «Подготовка концертных номеров» необходимо посещение концертов профессиональных и любительских музыкальных и хореографических коллективов, выставок, музеев с последующим их анализом и обсуждением. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для учащихся, поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год. Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая (от 2-х человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Цель: развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений и навыков, полученных в период обучения предметам предметной области «Хореографическое исполнительство», выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
 развитие художественно-эстетического вкуса;
 умение передавать стилевые и жанровые особенности;
 развитие чувства ансамбля;
 развитие артистизма;
 умение правильно распределить сценическую площадку, сохраняя рисунок танца;
 приобретение опыта публичных выступлений.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
 репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
 метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
 метод активного обучения (самоанализ ребенка);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного предмета «Подготовка концертных номеров», оснащаются пианино/роялями. Площадь балетных залов должна быть не менее 40 кв.м, иметь пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером 7м х 2м на одной стене. Школа должна иметь театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий. Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и душевых для обучающихся и преподавателей.

Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». В соответствии с федеральными государственными требованиями данная программа учитывает возрастные особенности обучающихся и направлена на выявление одаренных детей в области хореографического искусства в детском возрасте, создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира, на подготовку одаренных детей к поступлению в средние и высшие образовательные учреждения. Особенностью программы учебной дисциплины является соединение на одном уроке двух форм занятий: сл ушан и е музыки и освоение музыкальной грамоты. В разделе «Слушание музыки » необходимо дать учащимся более глубокие познания о танцевальных жанрах и балетной музыке. При изучении произведений классиков русской и зарубежной музыки большее внимание уделено танцевальным жанрам в их творчестве. Музыкально-теоретические знания даются также с учетом специфики хореографического отделения, а именно: учащиеся довольно рано знакомятся с самыми разными метроритмическими и структурными особенностями изучаемой музыки. Срок реализации программы по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на один год на 4 года — в рамках 8-летнего срока. По 8-летней программе занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. Форма проведения занятий по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.
Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:
 обучение основам музыкальной грамоты;
 развитие у обучающихся навыков восприятия музыкальных произведений;
 формирование образного мышления, необходимого для развития творческой личности;
 создание необходимой теоретической базы для понимания обучающимися связи музыкального и хореографического искусства;
 формирование целостного представления об исторических путях развития народной музыкальной культуры в песенном и танцевальном жанрах;
 формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
 эстетическое воспитание учащихся средствами музыкального и хореографического искусства.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
 репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
 метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
 метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор, ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений. Помещения для проведения учебных занятий должны быть звукоизолированы. Успешному освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио- и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история искусств» и направлен на развитие музыкального мышления учащихся. На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование навыков восприятия музыкального произведения и умения выражать к нему свое отношение, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у учащихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. Учебный предмет «Музыкальная литература» преемственен предмету «Слушание музыки» и продолжает формирование основ музыкальной культуры. Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет два года (5, 6 классы) при 8-летнем сроке обучения. Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, может быть увеличен на один год. Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося. Целью учебного предмета «Музыкальная литература» является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов. Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
 формирование интереса к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
 умение воспринимать музыкальные произведения различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
 овладение навыками восприятия элементов музыкального языка и принципов формообразования;
 знание специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
 знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
 знание традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки;
 знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
 знание основных музыкальных терминов;
 формирование умения характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, рассказ, беседа);
 наглядный (показ, демонстрация, наблюдение).
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:
 обеспечение доступом каждого учащегося к библиотечным
фондам; во время самостоятельной работы учащиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
 укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, в объеме, соответствующем требованиям программы;
 наличие фонотеки, укомплектованной аудио и видеозаписями
музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
 обеспечение каждого учащегося основной учебной литературой;
 наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100учащихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями; имеют звукоизоляцию.
Программа учебного предмета «История хореографического искусства»
Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет “История хореографического искусства” направлен на:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Обучение истории хореографического искусства включает в себя:
 знания основ музыкальной грамоты;
 знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
 формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
 знания элементов музыкального языка;
 знания в области строения классических музыкальных форм;
 знания этапов становления и развития искусства балета;
 знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
 формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
 формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года 8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество». Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачи:
 формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
 формирование представления о значении хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
 ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
 изучение истоков танцевального искусства и его эволюции;
 знакомство с особенностями хореографического искусства различных культурных эпох;
 изучение этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
 ознакомление с образцами классического наследия балетного репертуара;
 овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
 формирование представления о художественных средствах создания образа в хореографии;
 систематизация информации о творчестве крупнейших балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
 формирование знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
 формирование первичных аналитических навыков по восприятию произведений хореографического искусства;
 формирование умения работать с учебным материалом;
 формирование навыков диалогического мышления;
 овладение навыками написания докладов, рефератов.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
 диалогический;
 инструктивно-практический (работа с документальным материалом);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.