Аннотации к рабочим программам учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» (разработчики Мельник Т.Н., Луцик М. Я.,Дегтярева О.А.,Ильиных И. С., Дудяшова Г.В., Шаврина Д.Т.– преподаватели по классу фортепиано) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет “Специальность и чтение с листа” направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в Школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Цели:
 обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося
на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области
фортепианного исполнительства;
 выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства
на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
 развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
 освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;
 овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры
на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение
как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом
и чтению нот с листа;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений;
 формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
приемов);
 практический (работа на инструменте, упражнения);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету ” Специальность и чтение с листа” оснащены пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров (от 8 до 12).
Имеется концертный зал с концертным роялем, библиотека и фонотека. Помещения содержат звукоизоляцию и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

Программа учебного предмета «Ансамбль»
Программа учебного предмета «Ансамбль» (разработчики Мельник Т.Н., Луцик М. Я. – преподаватели по классу фортепиано) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2-рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
Срок реализации программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс). Форма проведения мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
По учебному предмету “Ансамбль” к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
 решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
 стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
 формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
 развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
 обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
 расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
 формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
 наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
 прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
 индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету “Ансамбль” должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» (разработчики Мельник Т.Н., Луцик М. Я. – преподаватели по классу фортепиано) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет “Концертмейстерский класс” направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности. Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры, поэтому в структуре программы “Фортепиано” федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: “Специальность и чтение с листа”, “Ансамбль” и “Концертмейстерский класс”, которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению. Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов. Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. Срок реализации учебного предмета “Концертмейстерский класс ” по 8-летнему учебному плану составляет полтора года – 7 класс и первое полугодие 8 класса. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут. Реализация учебного предмета “Концертмейстерский класс” предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков музыкального исполнительства;
 стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.
Задачи:
 формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
 развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
 умение слышать всё произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
 умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
 приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и т.д.) и скрипичного (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;
 навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
 приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;
 приобретения опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;
 формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 пояснительную записку;
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса;
 список нотной и методической литератур.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
приемов);
 практический (работа на инструменте, упражнения).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету “Концертмейстерский класс” имеют площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Программа учебного предмета «Хоровой класс»

Программа учебного предмета «Хоровой класс» (разработчики Паршутина С.Б. – преподаватель хоровых дисциплин) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста. Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами: младший хор: 1-3 классы; старший хор: 4-8 классы . На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
 развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
 формирование умений и навыков хорового исполнительства;
 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
 приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися. Программа содержит следующие разделы:
 пояснительную записку;
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса;
 репертуарный список нотной и методической литературы.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
 наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
 прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
 индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства. Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» в школе созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
 концертный зал с концертным роялем, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
 учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием (подставками для хора, пианино).
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

Программа учебного предмета «Сольфеджио»
Программа учебного предмета «Сольфеджио» (разработчики Мельник Т.Н., Луцик М. Я. – преподаватели по классу фортепиано) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано».
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Цель предмета «Сольфеджио» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
 развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области теории музыки,
 выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программа направлена на решение следующих задач:
 формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающихся музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
 формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
 формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами хоровых и оркестровых произведений, электронными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, стеллажами), оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории имеют звуковую изоляцию.
Оснащение занятий
В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. Для учащихся старших классов применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. В кабинете оформлен стенд с основными теоретическими понятиями.
Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

Программа учебного предмета «Слушание музыки»

Программа учебного предмета «Слушание музыки» (разработчики Сутыркина О.А. – преподаватель теоретических дисциплин, Емельянова И.Г. – преподаватель по классу баян, аккордеон) разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано». Программа является частью дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет «Слушание музыки» относится к обязательной части образовательных программ.
Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Слушание музыки». Являясь своего рода «нулевым циклом» курса музыкальной литературы, этот предмет вводит учащихся в тайны творчества и направлен на изучение навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.
Слушание музыки дает возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста и позволяет подойти к изучению курса музыкальной литературы более подготовленным.
Принимая во внимание особенности эмоционального восприятия музыки детьми, а именно – непроизвольное сопровождение музыкального произведения различными телодвижениями, процесс обучения был дополнен играми, объединяющими музыку, движение и речь (или пение). Игровой характер музыкально-двигательных упражнений (этюдов) сделал процесс обучения непроизвольным, более естественным, и, конечно, интересным для детей. Музыкально-релаксационные «минутки» позволили практически освоить новый материал в ненавязчивой и психологически комфортной форме. Программа трехлетнего курса обучения рассчитана на 32 часа в год, что соответствует образовательным стандартам по преподаванию предмета «Слушание музыки» в ДШИ. Урок проводится один раз в неделю с учащимися 1-3 класса всех специальностей, в форме групповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Продолжительность урока – 40 минут (1 час).
Преобладающая форма уроков – это уроки-беседы. В зависимости от содержания темы, уроки могут проводиться в виде: урок-сказка, урок-воспоминание, урок-исследование и т.д.
Цель и задачи учебного предмета
 приобщать и развивать у детей интерес к шедеврам мировой классики; к музыкальным занятиям; развивать музыкальный слух, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление, воображение
 формировать эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный отклик в процессе слушания
 освоить круг теоретических понятий
 создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству
 воспитывать музыкальный вкус; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса;
 список рекомендуемой литературы.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”. Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод). Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии. Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения. На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого. Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму – как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
 поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении)
 игровые (разнообразные формы игрового моделирования);
 метод размышления о музыке ( Д.Б.Кабалевский);
 метод создания художественного контекста (Л.В.Горюнова) (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям и т.д.);
 метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному на новом уровне (Д.Б.Кабалевский), способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, последовательному и всё более глубокому познанию той или иной темы, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному усвоению умений и навыков и т.д.;
 метод музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин) нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключённых в тематизме программы и направленных на развитие музыкального мышления.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации данной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
 телевизор;
 видеомагнитофон;
 музыкальный центр;
 фортепиано;
 доска.
Наглядные пособия:
 портреты зарубежных композиторов (комплект)
 портреты русских композиторов (комплект)
 репродукции картин русских художников
 использование видеозаписей
 использование фонохрестоматии.

Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» (разработчики Мельник Т.Н., Луцик М. Я. – преподаватели по классу фортепиано) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано».
Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек. Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
 формирование интереса и любви к классической музыке и
музыкальной культуре в целом;
 воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
 овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
 знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
 знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
 умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
 умение использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
 формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, рассказ, беседа);
 наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
 практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:
 обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным
фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
 укомплектование библиотечного фонда печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
 наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями
музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
 обеспечение каждого обучающегося основной учебной
литературой;
 наличие официальных, справочно-библиографических и
периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки»
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» (разработчики Мельник Т.Н., Луцик М. Я. – преподаватели по классу фортепиано) разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. При увеличении срока обучения на 1 год для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. Учебный предмет «Элементарная теория музыки» реализуется 1 год при сроке обучения 8 лет в вариативной части, при обучении с дополнительным годом (9 год) срок реализации учебного предмета – 1 год в обязательной части. Цель:
изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.

Задачи:
 обобщение знаний по музыкальной грамоте;
 понимание значения основных элементов музыкального языка;
 умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета;
 систематизация полученных сведений для элементарного анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств;
 формирование и развитие музыкального мышления.
Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на: выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретение навыков творческой деятельности, умение планировать свою домашнюю работу, осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядный (наблюдение, демонстрация);
 практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Средства обучения: фортепиано, интерактивная доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер. Наглядные пособия: таблицы, схемы, иллюстрации, клавиатуры.